Придомовая территория

Придомовая территория: права и обязанности собственника

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учёта, с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Следовательно, придомовая территория входит в состав общего имущества и платить за её содержание, и в том числе за её благоустройство, должны собственники жилья.

В соответствии с Жилищным Кодексом РФ в любом многоквартирном доме собственники жилых помещений отвечают за состояние не только принадлежащих им жилых помещений, но и за придомовую территорию и иное имущество.

Согласно ч.1 ст.158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности. Доля в праве общей собственности, в свою очередь, пропорциональна общей площади помещения, принадлежащего лицу на праве собственности (ст.15 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ).

Управляющая организация на платной основе оказывает услуги по содержанию общего имущества многоквартирных домов и несёт полную ответственность за предоставление услуг ненадлежащего качества при выборе способа управления многоквартирным домом путём заключения договора с управляющей организацией.

Собственники помещений в соответствии с условиями договора вправе проверять объёмы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ, требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

В услуги по санитарному содержанию помещений и придомовых территорий, а также благоустройству входят:

– уборка мест общего пользования;*

– уборка придомовых территорий;

– дезинфекция, дезинсекция, дератизация помещений;

– вывоз мусора,

– изготовление металлических ограждений для территории дворов;*

– изготовление детских горок и песочниц;*

(*отмечены услуги, которые должны быть оговорены дополнительно, т.к.  в статье «содержание» в разделе «благоустройство» данные виды работ в расчете тарифа исполняются только по заявлению собственников.

Неудовлетворительное санитарное состояние придомовых территорий в настоящее время продолжает оставаться серьезной проблемой ЖКХ. Специалистами Государственной жилищной инспекции Ульяновской области в ходе проведения мероприятий по контролю в отношении субъектов, занимающихся оказанием услуг в сфере управления и обслуживания многоквартирным домом, постоянно выявляются типичные нарушения. К примеру, такие, как  несвоевременная или выполненная ненадлежащим образом очистка тротуаров придомовых территорий, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также несвоевременный сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов.

При оказании услуг и выполнения работ ненадлежащего качества управляющая организация обязана снизить размер платы в соответствии с Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Заявление об изменении размера оплаты может быть направлено собственником в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации.

Основанием для уменьшения размера оплаты за содержание общего имущества является акт, составленный между собственником и управляющей компанией, в котором отражены факты оказания услуг ненадлежащего качества.